Воспитатель страшей группы компенсирующей направленности Дзягунова Светлана Борисовна
Проект для семей новаторов в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы» Мы выбрали именно эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Задача педагога – не пресекать исследовательскую деятельность – а наоборот, помогать ее развитию. Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, усваиваются крепко и надолго, потому что ребенок слышит, видит и делает сам. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы по самообразованию. Целью нашей работы является развитие познавательной активности у ребенка в процессе экспериментирования, создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. Мы считаем, что исследовательской деятельности уделяется недостаточно внимания, а нам бы хотелось глубже вникнуть в ее суть. Поэтому нами было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать проект, направленный на развитие познавательной активности ребенка через организацию опытно – исследовательской деятельности в семье. Целью проекта является обогащение опыта познавательно – исследовательской деятельности ребенка старшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов, опытов с различными объектами неживой природы; развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно – следственной зависимости, умение делать выводы. Перед началом воспитателем была проведена консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». В ходе проекта были проведены опыты: 1 – опыты эксперименты с водой 2 опыты – эксперименты с песком и глиной 3 эксперименты с воздухом 4 опыты – эксперименты с камнями 7 удивительные фокусы. Различные опыты Данная работа предусматривала активное вовлечение семьи к сотрудничеству с ребенком. 1. Опыты с водой: В два стакана налить воду. В первый попросите насыпать песок и помешать. Растворился ли песок? А во второй насыпать сахар и тоже помешать. Что произошло? Следовательно, в воде одни вещества растворяются. А другие нет. В другие дни предложить растворить другую пару веществ, например, соль и рис. Пусть ребёнок нальёт воду в формочку и поставить в холодильник. Через час проверьте, что произошло с водой? (замёрзла). Почему? А если поставить эту формочку ближе к батарее. Во что превратился лёд? Дошкольник должен подвести итог: вода становится льдом на морозе, а в тепле лёд тает. Спросите: «Защищает ли снег растения от мороза?». Чтобы это узнать, попросите ребёнка перед прогулкой наполнить две пластиковые бутылки тёплой водой и закройте. На улице одну бутылку поставить, например, на скамейку, а другую закопать в снег, но не притаптывать. В конце прогулки возьмите обе бутылки, и посмотрите, в какой вода остыла больше. Дошкольник делает вывод, что в закопанной бутылке вода остыла меньше, а значит снег сохраняет тепло. 2. Опыты с бумагой и тканью. Понадобятся: ткань, бумага, ножницы, блюдце с водой. Дайте ребёнку лоскутик ткани и альбомный лист и попросите их порвать, разрезать, помять, намочить, свернуть. После каждого действия интересуйтесь результатом. Цель опыта показать, что ткань не шуршит, её нельзя смять в комок, остаётся целой после намокания, бумага же легко рвётся, сворачивается, шелестит, поле намокания её восстановить невозможно. Для закрепления полезно использовать игры «Что из чего?» — взрослый называет или показывает предмет, и спрашивает: «Из какого он материала?» (например, книга, тетрадь, рубашка, скатерть и т.д.). «Бывает или нет?» — родитель задаёт вопросы, типа, бывает юбка из бумаги? Журнал из ткани? и т. 3. Опыты с песком: Насыпать сухой песок в пластиковую бутылку и закрыть. В крышке проделать небольшое отверстие и вставить трубочку. Предложите малышу подуть в трубочку, спросите, что происходит с песком. Затем это же сделать с мокрым. Ребёнок должен усвоить, что сухой песок лёгкий, я мокрый – тяжёлый. Чтобы узнать, из чего состоит песок, дайте ребёнку лупу и вместе с ним рассмотрите его. Спросите: каков на ощупь сухой песок, мокрый? Обратите внимание, что в сухом песчинки не соединены между собой. 4. Опыты с воздухом: Попросите ребёнка подуть на ладошку. Узнайте, что он почувствовал. Поясните, что это движется воздух. Спросите, как ещё можно проверить его движение? (качаются деревья, бегут облака, полезно сделать вентилятор и проверять силу ветра); Узнайте, можно ли увидеть воздух? Если малыш даст отрицательный ответ, то поставьте перед ним стакан с водой и попросите подуть туда через трубочку, появились пузырьки. Это и есть воздух. Обратите внимание на особенность, пузырьки не тонут. Объясните, что воздух легче воды и скоро он уйдёт, и тогда пузырьки исчезнут; Покажите ребенку пустой целлофановый пакет и спросите «Что в нём находится?». Тогда наберите в него воздух и завяжите, чтобы воздух не вышел, и задайте тот же вопрос. Дайте ребёнку подержать пакет, пусть он его сожмёт. Ребёнок должен понять, что там что-то есть, а чтобы это узнать точно, нужно его открыть. Что же было в пакете? (воздух, но его не было видно). А почему? Потому что воздух не имеет цвета, он прозрачный. 5. Опыты с песком и глиной. Подготовьте стакан с песком и стакан с глиной. Пусть ребёнок попробует неспеша пересыпать сначала песок в блюдце, а потом глину. Что легче было высыпать? Значит песок сыпучий, а глина нет; Чтобы выяснить, что лучше пропускает воду глина или песок, нужно взять две одинаковые баночки. В одну вставить воронку, в которую положить немного ваты и песок и аккуратно лить воду, тоже самое сделать с глиной. Посмотрите, в какой банке в результате воды больше. Ребёнок должен сделать вывод, что песок пропускает воду лучше, чем глина; слепите вместе с ребёнком любые фигурки из мокрого песка и глины и оставьте их высыхать. Вывод: песок в отличии от глины не сохраняет форму. 6.Опыты с магнитом. перед ребёнком несколько предметов: простой карандаш, значок, скрепка, погремушка, резиновый мяч. Взрослый предлагает выбрать предметы, которые может притянуть магнит. (значок и скрепка). Значит магнит может притягивать только металлические предметы; старших дошкольников попросите сделать из скрепок змейку и положить её в стеклянный стакан. Как достать змейку без помощи рук и не опуская в стакан магнит. Вывод, магнит перемещает предметы через стекло; большой интерес вызывает игра «Рыболов», особенно когда несколько играющих. Налейте в таз воду, это будет пруд, и пустите туда рыбок с металлическими носиками, к которым будет прикреплено какое-нибудь задание. Участник с помощью магнитных удочек вылавливают рыбок и выполняю закреплённые за ними задания. В конце игры определяется победитель и делается вывод, что магниту вода не помеха. У старших детей игры с магнитом пользуются большой популярностью. Таким образом, развитие познавательно исследовательской деятельности процесс очень важный и требует от взрослых предварительной подготовки. Экспериментирование побуждает, особенно старших дошкольников, к познанию живой и неживой природы, рукотворному миру, человеку через практику. Поэтому взрослые должны поддерживать интерес детей в желании узнать наш мир лучше. Сделать фотографии к опытам ( 5 – 6 штук) Один из опытов снять на видео. Рисунки по теме проекта 4 – 5. 6 ноября 2016 в 17:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.